Особенности психологии детей 4 лет

В статье описаны особенности психологии детей 4 лет. Возраст четырех лет это очень важный этап в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На этом этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются когнитивные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности психологии детей 4 лет, которые родителям просто необходимо знать для того, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что ребенок всегда найдет общий язык со сверстниками, как он растет.

Физические особенности развития

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся более уверенными. В то же время, существует постоянная потребность в движении. Активно развивая двигательные навыки, в целом, средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Следует отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в этот период расти, хотя и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Поэтому малышам нужно дать время на отдых.

Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология по темпам физического развития, от 4 до 6 лет они существенно не изменяются. В среднем ребенок вырастает на 5-7 см в год и собирает 1,5-2 кг веса. Есть рост и развитие всех органов и систем детского организма

Психическое развитие ребенка

В возрасте 4-5 лет стремительно развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и др. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые пригодятся в будущем.

Тип мышления, характерный для ребенка в настоящее время, является визуально-образным. Это означает, что в основном действия детей носят практический, экспериментальный характер. Для них, видимость очень важна. Однако по мере взросления мышление обобщается и к старшему дошкольному возрасту постепенно превращается в вербально-логическое. Объем памяти значительно увеличивается: он уже способен выучить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышенная случайность и устойчивость внимания: дошкольники могут за короткое время (15-20 минут) сосредоточиться на любом виде деятельности.

Учитывая вышеуказанные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Игра по-прежнему остается основным занятием для малыша, но она значительно сложнее, чем в раннем возрасте. Количество детей, вовлеченных в общение. Есть тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что они более склонны к общению со сверстниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочка-мама, магазин). Мальчики предпочитают играть моряками, военными, рыцарями. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, они пытаются добиться успеха

Творческие способности

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенок любит заниматься сюжетным моделированием, аппликацией. Одним из основных является визуальная активность. Возрастные особенности детей 4-5 лет по данным ФГОС свидетельствуют о том, что на данном этапе дошкольник уже осваивает мелкую моторику, что позволяет более детально рисовать и уделять больше внимания деталям. Рисование становится одним из средств творческого самовыражения.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песню, понять, что такое рифмы, и использует их. Яркая фантазия и богатая фантазия позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Развитие речи

В среднем в дошкольном возрасте происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается качество звучания, активно растет словарный запас, достигающий около двух тысяч слов и более. Речевые возрастные особенности детей 4-5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться со сверстниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На этом этапе развития дети осваивают грамматическую структуру языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Общение со сверстниками и взрослыми

В среднем дошкольном возрасте контакты со сверстниками имеют первостепенное значение. Если раньше у ребенка было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Растет потребность в признании и уважении со стороны сверстников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместной работой). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается очень охотно.

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение со сверстниками, как правило, ситуативно. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более абстрактным. Ребенок воспринимает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новой информации, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особую потребность в поощрительных и обидных замечаниях и если их усилия остаются незамеченными. Иногда взрослые члены семьи не замечают этих возрастных особенностей детей 4-5 лет. Правильно и плодотворно выстроить общение с ребенком поможет памятка для родителей психология отношений мужа и жены, составленная воспитателями и психологами дошкольных учреждений

Эмоциональные особенности

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это время первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к комментариям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам дети начинают интересоваться вопросами пола и своего пола.

Как уже говорилось, одной из отличительных черт этого возраста является яркая фантазия, фантазия. Следует иметь в виду, что это может породить различные опасения. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых монстров. Родителям не нужно слишком переживать: это не проблема, а только возрастные особенности детей 4-5 лет.

Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это лишь временные трудности, которые исчезнут со временем, если родители не зацикливайтесь на них или использовать их против ребенка для образовательных целей

Обучение детей 4-5 лет

Работники дошкольных учреждений учитывают психологические и возрастные особенности детей 4-5 лет. В рамках программы «от рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на формирование и всестороннее развитие личности.

При этом они проводят тематические занятия с детьми, разъясняя правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивая речь, совершенствуя гигиенические навыки и так далее. В этом случае процесс обучения построен на игре. Таким образом, воспитатели знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами посредством доступного и привлекательного вида деятельности с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. В рамках ПДД, например, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даны в поэтической форме, легко понятной и запоминающейся. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его познания окружающего мира.

Образование

Говоря о воспитании детей этого возраста, необходимо помнить, что на данном этапе характер существенно меняется. Кризис трех лет проходит благополучно, и ребенок становится более послушным и покладистым, чем прежде. Именно в это время детям необходим полноценный контакт с родителями. Строго говоря, это основа образования. Основная функция взрослых — объяснить как можно больше и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, любопытство первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно слушать вопросы и отвечать на них, потому что в семье дети получают первые знания об окружающем мире и своем месте в ней.

Теперь необходимо заложить нравственные качества, развить в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.
Роль дошкольных учреждений

Стоит отметить, что наилучших успехов в образовании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как работники детских садов учитывают особенности психологии детей 4 лет. Консультация родителей — один из способов такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны иметь минимум психологической подготовки, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще одним способом характеристики возрастных особенностей психологии детей 4 лет является родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие вопросы и противоречия.