Детская психология

Детская психология, также называемая детским развитием, изучает психологические процессы детей и, в частности, то, чем эти процессы отличаются от процессов взрослых, как они развиваются от рождения до конца подросткового возраста, и как и почему они отличаются от одного ребенка к другому. Эта тема иногда группируется с младенчеством, взрослостью и старением в рамках категории психологии развития.

Как научная дисциплина, имеющая прочную эмпирическую основу, детская психология имеет сравнительно недавнее происхождение. Она была начата в 1840 году, когда Чарльз Дарвин начал записывать рост и развитие одного из своих детей, собирая данные так, как если бы он изучал неизвестный вид. Аналогичное, более сложное исследование, опубликованное немецким психофизиологом Уильямом Прайером, предложило методы для ряда других. В 1891 году американский педагог-психолог Г. Стэнли Холл основал педагогическую семинарию-периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике. В начале 20-го века развитие тестов интеллекта и создание детских консультационных клиник еще больше определили область детской психологии.

Ряд известных психологов XX века—в том числе Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн и дочь Фрейда Анна Фрейд-занимались развитием ребенка главным образом с психоаналитической точки зрения. Возможно, наибольшее непосредственное влияние на современную детскую психологию оказал Жан Пиаже из Швейцарии. Посредством непосредственного наблюдения и взаимодействия Пиаже разработал теорию приобретения понимания у детей. Он описал различные этапы обучения в детстве и охарактеризовал восприятие детьми себя и мира на каждом этапе обучения.

Данные детской психологии собраны из различных источников. Наблюдения родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение психолога и интервью с ребенком (или детьми) дают много материала. В некоторых случаях используется одностороннее окно или зеркало, чтобы дети могли свободно взаимодействовать со своим окружением или другими людьми, не зная, что за ними наблюдают. Личностные тесты, разные психологические тесты на интеллект, статьи по психологии и экспериментальные методы также оказались полезными для понимания развития ребенка.

Несмотря на попытки унифицировать различные теории развития ребенка, поле остается динамичным, меняющимся по мере развития физиологии и психологии.