Что говорят психологи о том, как развиваются дети

Психологи и исследователи развития предложили ряд различных теорий для описания и объяснения процесса и стадий, через которые проходят дети по мере их развития. Некоторые из них, как правило, сосредоточены на вехах развития или конкретных достижениях, которых дети достигают к определенному возрасту. Другие сосредоточены на конкретных аспектах развития ребенка, таких как личность, познание и нравственный рост. Благодаря работе некоторых психологов-первопроходцев и других исследователей мы теперь гораздо глубже и богаче понимаем, как растут дети.

Ниже приведены лишь некоторые из основных способов мышления об этапах развития ребенка.

Психоаналитические теории развития
Психоаналитические теории развития ребенка имеют тенденцию фокусироваться на таких вещах, как бессознательное и формирование эго. Двумя основными психоаналитическими теориями развития являются теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда и психосоциальная теория развития Эрика Эриксона.

1. Теория психосексуального развития ребенка Фрейда.
Теории, предложенные Зигмундом Фрейдом, подчеркивали важность детских событий и переживаний, но почти исключительно фокусировались на психических расстройствах, а не на нормальном функционировании. Согласно Фрейду, развитие ребенка описывается как ряд «психосексуальных стадий». Каждая стадия включает в себя удовлетворение либидного желания и может позже сыграть определенную роль во взрослой личности. Фрейд предположил, что, если ребенок не достигнет успешного завершения стадии, у него может развиться фиксация, которая впоследствии повлияет на личность и поведение взрослого. Фрейд считал, что дети проходят через ряд психосексуальных стадий. На каждой стадии энергия либидо сосредотачивается на определенной области тела.

Фрейдовская теория развития ребенка включает в себя оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии. На каждом этапе удовольствие ищет энергии и драйва для удовлетворения, основанного на определенной эрогенной зоне. Во время оральной стадии, например, ребенок получает удовольствие от действий, которые включают рот, таких как сосание или жевание.

2. Теория психосоциального развития ребенка Эриксона
Эрик Эриксон находился под влиянием работ Фрейда, но его собственные теории развития ребенка были сосредоточены на важности социального опыта в формировании психологического роста ребенка. Как и теория Фрейда, теория психосоциального развития Эриксона описывает ряд стадий, через которые проходят люди. В отличие от теории Фрейда, теория Эриксона охватывает развитие на протяжении всей жизни от рождения до смерти. Фрейд считал, что развитие в основном завершается к пяти годам, в то время как Эриксон считал, что люди продолжают развиваться и растут до старости.

На каждом этапе развития, люди сталкиваются с кризисом, который они должны освоить. Преодоление кризиса ведет к развитию психологической добродетели. Например, первичный конфликт в подростковом возрасте связан с установлением чувства личной идентичности. Успех или неудача в урегулировании конфликтов на каждом этапе может повлиять на общее функционирование. В подростковом возрасте, например, неспособность развить идентичность приводит к путанице ролей.

Теория Эриксона начинается с рождения, как дети находятся на стадии. На этом раннем этапе жизни важно, чтобы дети получали постоянный уход, с тем, чтобы они могли научиться доверять людям в окружающем мире. Развитие продолжается по мере роста детей, и на каждом этапе они сталкиваются с новыми конфликтами и осваивают новые навыки, которые хорошо служат им на протяжении всей жизни.

Поведенческие теории развития
Поведенческие теории развития ребенка сосредоточены на том, как дети учатся через их взаимодействие с окружающей средой. В начале XX века в психологии утвердилась школа мысли, известная как бихевиоризм. Бихевиористы считали, что обучение и развитие являются результатом ассоциаций, вознаграждений и наказаний.

Согласно бихевиористу Джону Уотсону, любому поведению можно научить. Другие теоретики, включая Ивана Павлова и Б. Ф. Скиннера, также внесли значительный вклад в бихевиоризм, заставив эту школу мысли стать доминирующей силой в психологии в течение многих лет.

Два важных поведенческих процесса, влияющих на развитие, — это классическая обусловленность и оперантная обусловленность. Классическое обусловливание включает в себя формирование ассоциации между ранее нейтральным стимулом и стимулом, который естественно и автоматически вызывает реакцию. После того как ассоциация сформирована, некогда нейтральный стимул теперь производит ответ сам по себе. Оперантное обусловливание включает в себя обучение в результате подкрепления или наказания. Последствия поведения определяют, насколько вероятно, что это поведение повторится в будущем. Когда поведение усиливается, то более вероятно, что это поведение повторится в будущем. Когда поведение наказывается или ослабляется, вероятность его повторения в будущем снижается.

Когнитивные теории развития ребенка
Когнитивные теории развития ребенка фокусируются на том, как мыслительные процессы ребенка меняются в течение детства. Одной из самых известных когнитивных теорий является теория когнитивного развития Жана Пиаже. Теоретик Жан Пиаже предположил, что дети думают иначе, чем взрослые и предложил теорию стадии когнитивного развития. Он первым отметил, что дети играют активную роль в получении знаний о мире. Согласно его теории, детей можно рассматривать как «маленьких ученых», которые активно конструируют свои знания и понимание мира.

Раннее мышление имело тенденцию предполагать, что способ мышления детей очень похож на способ мышления взрослых, но Пиаже помог изменить это. Он пришел к выводу, что способ мышления детей принципиально отличается от способа мышления взрослых. Его когнитивная теория быстро стала одной из самых влиятельных теорий развития ребенка. Его подход фокусируется на четырех различных этапах, которые проходят дети, когда они прогрессируют от рождения до взрослой жизни. Такие понятия, как схемы, эгоцентризм, аккомодация и ассимиляция, занимают центральное место в теории Пиаже. Каждая стадия развития характеризуется определенными изменениями в том, как дети думают о себе, других и мире.

Четыре этапа в теории Пиаже:
1) Сенсомоторная стадия, которая происходит в раннем возрасте между возрастом рождения и двумя годами. За это время ребенок узнает о мире через свои сенсорные восприятия и моторные взаимодействия. Это время поразительных когнитивных изменений, поскольку дети получают много знаний об окружающем мире.
2) Предоперационный этап, который происходит в возрасте от 2 до 6 лет, также является временем быстрого роста и развития. На этом этапе у детей по-прежнему отсутствует способность мысленно манипулировать информацией и бороться за то, чтобы видеть вещи с точки зрения других людей. На этом этапе происходит значительное развитие языка.
3) Конкретный операционный этап, который происходит между 7 и 11 годами, предполагает появление более логического мышления. Дети способны рационально мыслить о конкретных событиях, хотя и борются с абстрактными понятиями.
4) Формальная операциональная стадия, длящаяся примерно с 12 лет до зрелого возраста, характеризуется появлением гипотетического мышления. Дети способны рассуждать об абстрактных понятиях и составлять систематические планы на будущее.

Теории социального обучения развития ребенка
Социальные теории развития ребенка, как правило, фокусируются на роли, которую родители, воспитатели, сверстники и другие социальные факторы оказывают на развитие. Одни сосредоточены на том, как ранняя привязанность влияет на развитие, другие — на том, как дети учатся, наблюдая за окружающими. Несколько примеров таких социальных теорий развития ребенка включают теорию привязанности, теорию социального обучения и социокультурную теорию.

Психолог Альберт Бандура предложил так называемую теорию социального обучения. Согласно этой теории развития детей, дети учатся новому поведению, наблюдая за другими людьми. В отличие от поведенческих теорий, Бандура считал, что внешнее подкрепление — не единственный способ, с помощью которого люди узнают что-то новое. Вместо этого, внутренние подкрепления, такие как чувство гордости, удовлетворения и достижения, также могут привести к обучению.

Теория социального обучения Бандуры сочетает в себе элементы поведенческих теорий, а также когнитивных теорий, объясняя мощное влияние социального опыта на то, как дети учатся и растут. Бандура считал, что одни лишь поведенческие процессы не могут объяснить, как дети учатся. Как, спрашивал он себя, мы можем объяснить обучение, которое происходит без какой-либо прямой ассоциации или подкрепления? Он отметил, что наблюдение и моделирование играют важную роль в процессе обучения. Наблюдательное обучение может включать в себя непосредственное наблюдение за другим человеком, но оно также может происходить, когда кто-то другой объясняет, как что-то сделать, или даже читает об этом в книге.

Существует много различных теорий развития детей, которые появились, чтобы объяснить, как дети учатся и растут в течение детства. Некоторые из этих теорий пытаются быть всеобъемлющими и объяснить множество различных аспектов человеческого опыта, поэтому их часто называют «великими теориями». В других случаях теории развития ребенка пытаются объяснить довольно узкий аспект опыта развития, поэтому их называют «мини-теориями». В любом случае каждая из этих теорий развития ребенка помогла нам лучше понять, как дети растут, думают, учатся и меняются с годами от рождения до взрослой жизни.