Что такое аллегория

Аллегория – изображение какого либо предмета или события с целью вызвать в нашем воображении живое и непосредственное представление о другом предмете или явлении. Частный случай аллегории представляет аллегорическое олицетворение, при котором созданный художником образ своими речами и поступками или своими внешними формами и атрибутами должен вызвать в нашем воображении какую-нибудь абстрактную идею добродетели, славы, смерти и пр.

Аллегория отличается от символа или метафоры, простотой обозначения или замены одного понятия другим и, с другой стороны, соприкасается с басней и притчей. Но смысл басни мы выводим посредством простого сообщения, смысл притчи – через аналогическое сопоставление. Образцами аллегории в нашей литературе могут служить Лермонтовские «Утес» и «Парус».

В живописи аллегории представляют собой, например, фрески во фларентинской Capella delgi Spagnuoli, на которой лисицы, разрываемые на части собаками, натравленными на них св. Домиником символизируют борьбу церкви с еретиками. Аллегорическое олицетворение дает обычное изображение Справедливости в виде женщины с мечом и весами в руках. В новейшее время аллегория занимает, как особая форма художественного творчества, видное место в пластическом искусстве, где находит себе частое применение при украшении и общественных зданий, возведении памятников и т.п.

Аллегория в искусстве – художественное обособление отвлеченных понятий путем представлений, например, обособление времен года посредством изображения соответствующих плодов или растений, правосудия – посредством весов и повязки на глазах и т.д. Аллегория в искусстве колеблется между понятием, происшедшим от рефлексии и придуманной ею индивидуальной оболочкой, и, вследствие такой половинности, аллегория не достигает полной пластической силы художественного произведения, в котором понятие и образ, вполне соответствуя друг другу, являлись бы, полным гармони, законченным творением

Художник, стремясь воплотить в своем произведении ту или иную аллегорию, какое-либо понятие, пользуется теми средствами искусства, которые, по его мнению, наиболее выяснили бы его мысль. Такие средства и формы нередко придумываются, и художественное произведение, являющееся искусственной аллегорией, остается непонятным, и такая аллегория находится вне области искусства.

Нередко общепринятые и общепонятные аксессуары или атрибуты изображения становятся для общества идеографическими знаками целой группы понятий и представлений, и тогда аллегория, превращается уже в символ, который играет важную роль не только в искусстве, но и в религии, в геральдических изображениях, в юридической практике, в обычаях и т.д.

Аллегория, ставшая символом, отодвигает главный элемент искусства – форму на второй план. История культуры указывает нам на множество аллегорических произведений, которые поставили себе чисто общественные задачи. На первом плане становится цель, содержание, стремление произвести впечатление на слушателя или зрителя Микромегас Вольтера, символические знаки на стенах зал масонских собраний, ореолы вокруг ликов святых и т.п. – все это аллегорические средства для разных целей. Такая целесообразная аллегория может подчиняться известным правилам, дабы изобразитель аллегории, верно понял мысль и выразил их знаками, понятными для большинства.